1. РАНГИ:
• Бутокукай - японская правительственная организация, объединяющая все боевые искусства.
• Сихан - хранитель традиций школы, направления; Квалификация профессионального инструктора в японских боевых искусствах, высшего ранга не ниже Рокудан (6 Дан).
• Сэнсэй - учитель, наставник, инструктор, мастер.
• Сэмпай - старший ученик.
• Дохай – ровесник по степени и стажу занятий.
• Кохай - младший ученик.
• Дэси - приближенный ученик.
• Учидэси - внутренний ученик, живущий в додзё или в доме у учителя, следящий за порядком в додзё, и прислуживающий учителю (постоянный ученик).
• Айкидока - человек занимающийся Айкидо.
• Кю – квалификация ученика.
• Дан – квалификация мастера, ранг чёрного пояса, степень мастерства обладателя чёрного пояса (сёдан(1), нидан(2), сандан(3), йондан(4), годан(5), рокудан(6), ситидан(7), хатидан(8))
• Юданся - обладатель чёрного пояса.
• Мюданся - ученики, не обладающие мастерской степенью.
примечание:
2. ИНВЕНТАРЬ:
• Додзё – тренировочный зал, где практикуются боевые искусства. Применимо как к буддийским храмам, как зал для духовных упражнений, медитации и концентрации, так и любому тренировочному залу, где проповедуется Путь.
• Нафудакакэ - табличка с названием Додзё.
• Камидза (сёмен, дзёдза) - почетное (верхнее) место для сидения напротив входа, маленькая святыня, алтарь.
• Симоса - нижнее место для сидения, со стороны входа, напротив камидзы.
• Симосеки - почетное место для гостей, напротив дзёсики, слева от камидзы.
• Дзёсики - место для ассистентов, напротив симосеки, справа от камидзы.
• Татами - покрытие из японской циновки на которых практикуются боевые искусства.
• Дзори - сандалии, для прохода до татами.
• Кэйко - тренировка в боевых искусствах.
• Кейкоги (доги, ги) – униформа (“кимоно”) для занятий Будо.
• Кэйко-оби - пояс используемый в Будо.
• Кеса - пояс, носимый по диагонали поперек груди буддистскими священниками
• Кэйкобакама - тренировочная хакама.
• Хакама - широкая юбка - брюки, означает принадлежность к юданся. Мужчины носят хакама с Сёдана (1 Дан), женщины с санкю (3 Кю). Хакама имеет 7 складок (5 передних и 2 задних). Каждая складка имеет свой смысл:
• Yuki - храбрость;
• Jin - человечность;
• Gi - справедливость;
• Rei - искренность;
• Makoto -лояльность;
• Chugi -преданность;
• Meiyo - достоинство;
• Косиита - задняя часть хакамы.
• Танто - нож.
• Айкучи - танто для ношения женщинами без цубы.
• Бо - деревянная палка около 6 футов длиной (2м.).
• Дзё - деревянная палка 5 футов длиной(1,28 м.).
•
Боккен (бокуто) - деревянный меч.
• Синаи - бамбуковый тренировочный меч.
• Субурита - большой утяжелённый деревянный меч.
• Кото - старый меч, сделанный до 1573 года.
• Синсинто - новый меч, сделанный в 1760-1900 годах.
• Гендайто - современный меч (сделанный, приблизительно в 20 столетии).
• Катана - самурайский меч.
• Йайто - тупая катана.
• Кен (тачи, дайто) - тип японского длинного меча.
• Вакидзаси (сёто) - тип японского короткого меча.
• Ха (киссаки) - остриё меча.
• Нукитсуке - рисунок меча.
• Цуба - гарда меча, боккена.
• Цука - ручка меча, боккена.
• Сая - ножны.
• Макивара - инструмент для отработки ударов.
• Коте - нарукавник, выполняется приблизительно от основания большого пальца до середине предплечья; перчатки
используемые в Йайдо и кендо.
3. ПРИВЕТСТВИЯ:
• Рэй - приветствие, поклон.
• Рэйги (рэйсики) - этикет.
• Охайёгодзаймас – доброе утро.
• Каничива – добрый день, здравствуйте.
• Конбанва - добрый вечер.
• Саёнара - до свидания.
• Сёмен ни рэй - общее приветствие.
• Сэнсэй ни рэй - приветствие учителю, поклон всех присутствующих.
• Отагаи ни рэй - приветствие друг другу, общий поклон вместе с учителем.
• Онэгаищимас - я Вас приглашаю; я в ваших руках; давайте позанимаемся вместе;
• Аригатогодзаймащта - спасибо.
• Домо - спасибо. Домоаригатогодзаймащта - большое спасибо.
• Сумимасен (гомен насай) - извините, прошу прощения.
4. КОМАНДЫ:
• Сейдзарэй (дзарэй) - поклон в положении сейдза.
• Рицурэй - поклон стоя.
• Мэкусо - медитация.
• Хай - да.
• Дозо - пожалуйста.
• Хай дозо - пожалуйста приступайте.
• Кирицу - встать.
• Сейрицу (сейджу-хо) - садиться (строиться) в положении сейдза.
• Ёй - поворот кругом.
• Гиёцки - внимание, смирно.
• Котай - поменять партнёра, активность.
• Яцуми - отдыхать, поправить кейкоги.
• Сёмен ни рэй - общее приветствие.
• Сэнсэй ни рэй - приветствие учителю, поклон всех присутствующих.
• Отагаи ни рэй - приветствие друг другу, общий поклон вместе с учителем.
• Хажиме - начинайте.
• Хажиме масё - давайте начнём.
• Оваримасё – давайте закончим.
• Ямэ - прекратить, расслабиться.
• Кадзу - счет.
• Ити - один.
• Ни - два.
• Сан - три.
• Си - четыре.
• Го - пять.
• Року - шесть.
• Сити - семь.
• Хати - восемь.
• Кю - девять.
• Дзю - десять.
5. ЧАСТИ ТЕЛА:
• Тай - тело.
•
Сё - голова.
• Мэн - передне - верхняя часть головы.
• Сёмэн - 1- лицо, перед; 2- лицевая сторона додзё.
• Усиро - сзади.
• Ёко - боковой.
• Учи - изнутри, внутрь.
• Сото - снаружи.
• Удэ - предплечье.
• Кататэ (тэ, котэ) - запястье, нижняя треть предплечья.
• Тэгатана – рука - меч.
• Мунэ - грудь, лацкан пиджака.
• Куби - шея.
• Коси - бедро.
• Аси - нога, стопа.
• Миги - правый.
• Хидари - левый.
• Эри - воротник.
• Тандэн (кикай-тандэн, хара, сейка-но-тьен) - центр, биологический центр тяжести также центр разума и духа, низ живота, точка на 2 см. ниже пупка, точка концентрации энергии КИ, вместилище КИ.
• Кюсё - точки аккупунктуры, болевые точки.
• Чусин - центр.
• Кокоро - "сердце" или "мысль".
• Кокю - дыхание.
6. ПЕРЕМЕЩЕНИЯ:
• Аси - шаг, стопа.
• Сабаки - передвижение, перемещение.
• Тай - сабаки - круговое перемещение тела. 1 вариант - тенкан. 2 вариант – ирими - тенкан. Движение тела должно быть свободно - текущим, естественным и осторожным.
• Аси - сабаки - прямолинейное перемещение тела.
• Тай-но-тенкан - вращение тела.
• Тэнкан - круговой разворот корпуса на 180*, через спину, без смены стойки.
• Тэнкан-аси (хантэн, тэнкай) - полукруговой поворот корпуса на месте, на 180*, через спину, со сменой стойки (левосторонняя стойка - поворот назад - правосторонняя стойка).
• Хирики-аси – то же что и тэнкан-аси, но в более широкой стойке с поворотом на носках.
• Ирими - входящее движение вперед, навстречу.
• Санкаку-но-ирими - вхождение в треугольник.
• Иокуин-но-ирими - вхождение в квадрат.
• Текуин-но-ирими - прямой вход за спину уке.
• Ён-но-ирими - вхождение в круг.
• Эн-но-ирими - вращающийся вход, когда Вы подступаете к партнёру во вращении.
• Тёкусен - прямой.
• Тёкусен но прими - прямой вход.
• Ирими - тенкан - круговое движение корпуса, с разворотом на 180*, с предварительным шагом вперед, происходит смена стойки (мае-аси+аюми-аси+тенкан).
• Омотэ - движение вперед способом ирими.
• Ура - движение вперед способом тенкан.
• Мае-аси - шаг вперед с впереди стоящей ноги, с подтяжкой сзади стоящей ноги, без смены стойки.
• Окури-аси - шаг вперед предварительно подтянув сзади стоящую ногу, а затем сделав выпад впереди стоящей ногой, без смены стойки.
• Мае-аюми-аси - шаг вперёд со сменой стойки.
• Усиро-аюми-аси - шаг назад со сменой стойки.
• Хики-аси - шаг назад с сзади стоящей ноги без смены стойки.
• Цуги-аси (сури-аси, аси-сибуми) - передвижение скользящим шагом.
• Кайтэн - аси (тэнкай-аси) - перемещение в сторону, под руку, для техники
кайтэн-наге (мае-аси+аюми-аси+тэнкан-аси).
• Тенчин - шаг назад под углом 45*.
• Чидори - аси - перемещение по зигзагу.
• Сикаку - оптимальный угол движения.
• Сикко - передвижение на коленях, из положения сейдза (кидза).
• Маруй - круговое циркулярное движение.
• Камуроги - спиральное движение по часовой стрелке.
• Камуроми - спиральное движение против часовой стрелки.
• Фури - кабури - перемещение с поднятием меча.
• Хантай (косин) - перемещающийся в обратном направлении, противоположный.
• Тайафари - вход и блокирование.
• Сасин-ютай - “выступай с левой, отступай с правой”- традиционное перемещение в Айкидзюцу и Айкидо.
• Синтай - прямолинейное движение.
• Сото-мавари - выкручивание, движение в сторону от Вашего партнёра.
• Учи-мавари - вкручивание с шагом под руку партнёра.
7. ВРЕМЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА АТАКУ:
• Сэн - реакция на атаку партнера, опережение.
• Сэн но сэн - реагирование в момент начала атаки.
• Тай но сэн - реагирование в момент проведения атаки.
• Го но сэн - реагирование после атаки.
• Мачи но сэн - реагирование после захвата.
8. ДИСТАНЦИЯ:
• Маай - понятие дистанции в боевых искусствах, интервал.
• Маайкан - контроль дистанции в процессе выполнения приёма.
• Чика Ма - малая дистанция, дающая возможность захвата или атэми без продвижения вперед, для Го но Сэн и Сэн но Сэн.
• Ма - средняя дистанция, для нападения и защиты примерно в один большой шаг, для Тай но Сэн.
• То Ма - большая дистанция, в несколько шагов, используется при работе с оружием.
9. КИАЙ
На Востоке, тактическое значение крика, на результат боя, никогда не было недооценено. В частности в Тибете и в Японии эта техника была усовершенствована в древние времена до уровня искусства. Специфика этого явления заключается не в звуке как в таковом, а в проведении энергии к предполагаемой цели через звук, посредством человеческого голоса. Киай охватывает концепции гармонии духа и энергии, подразумевает смешение таких факторов, которые определяют полную индивидуальность воина, то есть его физические и духовные возможности. Таким образом, данная комбинация означает, что человек более сильный по этим понятиям может управлять более слабым.
В одном историческом придании, упоминается самурай, который проходя через лес, был окружен стаей волков. У него было бесстрастное и уверенное выражение лица, прямая походка, его спокойствие и одновременно готовность к действию в любой момент, нейтрализовали агрессивность животных, которые замерли на своих местах, в то время как он благополучно прошел между ними. В другом повествовании, рассказывается о людях, которые
в похожей ситуации входили в состояние оцепенения от переполняющего их страха. Эти исторические примеры, ясно показывают важность развития силы духа и энергии в будзютсу (боевых искусствах) и киай в частности. Требовались длительные годы обучения, для совершенствования первоначального запаса энергии в хара (точка в трех сантиметрах ниже пупка), который позволял будоке парализовать, убивать, отражать нападение или спасать жизнь другого воина.
Коротко, можно сказать, что киай - это централизация энергии каналов живота , скоординированная и направленная к цели. На самых высоких уровнях, действие крика не зависело от громкости и длительности звука, эффект был в особенности тона и вибрации голоса в сочетании с развитием внутренних и внешних возможностей воина. Практика киай влияет на укрепление области танден (часть брюшной полости в районе хара), а также является важным фактором в развитии мужества, отваги и таинственной силы, которой, по преданию обладали настоящие мастера будзютсу. Согласно высказываниям ведущих специалистов боевых искусств, под влиянием киай, внешние факторы будзютсу (методы и оружие) были подчинены факторам внутреннего характера (самообладанию и энергии) и поэтому стали действительно высокоэффективными и уместными в реальном бою.