СИСТЕМА СИТО-РЮ МАБУНИ КЕНВА
                                                                                                                                 ПРОГРАММА СИТО-РЮ

Ката в Сито-рю
Ядром программы Сито-рю были многочисленные ката. Мабуни Кенва был настоящей ходячей энциклопедией ката и главным специалистом в этом аспекте практики каратэдо. Он собрал до 90 % всех ката Сюритэ, Нахатэ и Томаритэ, практиковавшихся на Окинаве при его жизни. Неудивительно, что программа ката в школе Сито-рю оказалась самой богатой, она как минимум вдвое превосходит ближайшего конкурента - Сётокан-рю.
          ФОТО ИЗ РАЗНЫХ КАТА В ИСПОЛНЕНИИ МАБУНИ КЕНВА
Все ката Мабуни разделял на «базовые» (кихонгата) и «мастерские» (кайсюгата - букв. «ката, выполняемые с разжатыми руками»).
По определению мастера, «базовые ката» - «это основа (кихон) всего каратэ, их назначение - приучить тело к установленным позициям, добиться гармонии в работе мышц (в чередованиях напряжений и расслаблений), а также укрепить тело и воспитать твердость характера, подобающую последователю будо».

«Мастерские ката», как указывает Мабуни, «составлены из ряда последовательно соединенных приемов нападения и защиты. При выполнении таких ката исполнитель совершает действия по различным схемам (эмбусэн), причем эти действия ориентированы на реальный бой, они призваны научить исполнителя эффективному использованию сознания, духа и физической силы, сообразно назначению приемов».
В школе Хигаонна «базовым» являлось ката Сантин, а в школе Итосу - серия из 5 ката Пинъан и серия из 3 ката Найфанти.

Говоря о значении ката в методике овладения каратэ, Мабуни указывал, что, изучая ката, каратист осваивает новые технические приемы и варианты старых; изучает различные способы дыхания, используемые при проведении различных комбинаций приемов; учится контролю за перемещениями центра тяжести и равновесием. «В ката сплавлены воедино эти три важнейших элемента: вариации технических приемов, постановка дыхания и перемещения центра тяжести. Поэтому их нужно отрабатывать, уделяя самое пристальное внимание этим моментам», - пишет мастер.

О правильном психологическом настрое при тренировке в ката Мабуни Кэнва писал: «Относиться к тренировке в каратэ, вне зависимости от того, тренируешься ли ты под руководством наставника, вместе с товарищами или в одиночку, непременно нужно серьезно. Отрабатывать ката нужно с таким настроем, словно бьешься с врагом.

Тренировка без психологической концентрации легко сама собой превращается в игру, и в этом случае, сколь долго бы ты не тренировался, ты не достигнешь успеха в овладении мастерством. Закалка тела и духа нужна вот почему. Когда дело доходит до настоящего боя, в душе поселяется страх, а тело перестает двигаться, и человек неожиданно терпит поражение. Поэтому есть очень большая разница в результате тренировки в ката в обычное время в зависимости от того, проводится ли она изо дня в день с соответствующим психологическим настроем или без такового.

Если во время тренировки так, как описано выше, ты опустишь плечи, расправишь грудь, напряжешь область тандэна, направишь взгляд прямо вперед, опустишь подбородок, напряжешь мышцы шеи и будешь наносить удары кулаками с такой силой, словно хочешь убить врага одним ударом (иккэн хиссацу-но икиои), то твои дух и тело постепенно укрепятся».

В Сито-рю ката делятся на группы по именам наставников, которые их преподавали. Соответственно, выделяются ката Итосу-ха - переданные сэнсэем Итосу Анко; Хигаонна-ха - переданные Хигаонна Канрё; Мацумура-ха - восходящие к Мацумура Сокон; Арагаки-ха - переданные Арагаки Сэйсё; Мацумора-ха - восходящие к Мацумора Косаку; Мабуни Кэнва-ха - разработанные самим Мабуни Кэнва; Го Кэнки-ха - переданные китайским мастером У Сяньгуем (яп. Го Кэнки); Тятан Яра-ха - восходящие к мастеру Тятан Яра; Исиминэ-ха - восходящие к наставнику Исиминэ-пэйтин. Всего их свыше 50, их названия по группам перечислены в таблице 1.

Таблица 1
 
 
В данном списке - 51 ката. Однако в программе Сито-рю, зарегистрированной в Дай Ниппон Бутоку кай, их значится меньше - всего 31 (из них 3 - женские). Видимо, они и образовывали ядро Сито-рю Мабуни Кэнва (см. таблицу 2).

Таблица 2

Итосу-хаПинъан сёдан, Пинъан нидан, Пинъан сандан, Пинъан ёдан, Пинъан годан, Найфанти сёдан, Найфанти нидан, Найфанти сандан, Бассай дай, Косокун дай, Дзиттэ, Дзион, Вансю, Рохай сёдан, Рохай нидан, Рохай сандан, Тинто, Усэйси (18 ката)
 
Такое большое количество ката в Сито-рю не объясняется одной только страстью сэнсэя Мабуни к их коллекционированию. В первую очередь основатель этой школы видел в ката источник зашифрованной информации о боевой технике каратэ. Он писал: «Если рассматривать ката с точки зрения технической, то можно сказать, что они являются сокровищницей оружия. Хотя каратэ - это боевое искусство, в котором не применяется оружие, каратист, овладевая различными способами использования рук и ног, превращает их в свое оружие. А способы использования рук и ног, то есть техника, сокрыты в хранилище под названием «ката» в несметном количестве. Причем каратэ располагает множеством таких хранилищ, и в каждом из них сокрыт свой особый вид оружия. Благодаря этому, каратист может свободно извлекать из ката любые виды оружия,
Итосу-ха
Пинъан сёдан, Пинъан нидан, Пинъан сандан, Пинъан ёдан, Пинъан годан, Найфанти (Найфантин, Найханти) сёдан, Найфанти нидан, Найфанти сандан, Бассай дай, Бассай сё, Косокун дай, Косокун сё, Сихо Косокун, Дзиттэ, Дзион, Дзиин, Вансю, Рохай сёдан, Рохай нидан, Рохай сандан, Тинто, Тинтэй, Годзюсихо (23 ката)
Хигаонна-ха
Сантин, Тэнсё, Сэйэнтин, Сэпай, Сайфа, Сэйсан, Курурунфа, Сисотин, Сансэру, Супаримпэй (10 ката)
Мацумура-ха
Бассай, Сэйсян (Сэсан) (2 ката)
Арагаки-ха
Нисэйси, Сотин, Унсю (3 ката)
Мацумора-ха
Бассай (Томари Бассай), Ванкан, Рохай (Томари Рохай) (3 ката)
Мабуни Кэнва-ха
Мэйсэй, Аояги, Синсэй, Дзюроку, Мацукадзэ, Симпа (6 ката)
Го Кэнки-ха
Папурэн, Нипайпо (2 ката)
Тятан Яра-ха
Тятан Яра Кусянку (1 ката)
Исиминэ-ха
Исиминэ Бассай (1 ката)
разрабатывать способы его применения, исходя при этом не только из его внешней формы (омотэ), но и из ее изнанки (ура) и даже из изнанки самой изнанки (ура-но ура), и, овладевая различными способами его применения, освоить секретное искусство бесчисленных перемен и превращений…

Человек, изучающий и исследующий каратэ, ни в коем случае не должен ограничиваться только одной школой, игнорируя другие школы, он должен, по возможности, познакомиться с большим числом ката и знать, что существуют самые различные приемы. Очень часто бывает так, что человек, знакомый с ката только одной школы, наблюдая за демонстрацией техники, содержащейся в ката другой, удивляется: «Вот, оказывается, какие замечательные приемы содержатся в ката каратэ…» Поэтому я считаю, что без комплексного изучения ката различных школ каратэ, из различных групп, каратист не может приобрести правильного знания о каратэ. А не обладая правильным знанием о каратэ, он не сможет его правильно оценить. Следовательно, тот, кто стремится изучить каратэ, не должен быть привержен узкому, одностороннему подходу. Он должен выявить особенности своей школы, изучая при этом каратэ комплексно и во всей его полноте. Не зная других школ, каратист не может даже узнать, каковы сильные и слабые стороны его собственной школы. Он даже не может в достаточной степени, по-настоящему, понять собственную школу и при этом опускается до ограниченного, одностороннего самодовольства. При таком подходе нельзя и желать достичь успеха в овладении каратэдо».

Не случайно именно с именем Мабуни Кэнва связывают введение в практику каратэ бункай-кумитэ - «поединков, построенных на анализе действий ката». Как писал Ивата Мандзо, один из лучших учеников основателя Сито-рю и великий мастер будо, Мабуни «изучил большое количество ката, он обладал жаждой достичь подлинно глубокого понимания. Он ввел в систему обучения бункай кумитэ».
Само слово «бункай» является ключом к пониманию методики работы с ката, которой пользовался Мабуни Кэнва при их изучении и исследовании. «Бун» значит «делить на части», а «кай» - «объяснять», «истолковывать». Рассмотрение ката в такой перспективе открывало поистине неограниченные возможности выявления в действиях ката,
Хигаонна-ха
Сэйэнтин, Сэпай, Сайфа, Сэйсан, Курурунфа, Сисотин, Сансэру, Супаримпэй (8 ката)
Мацумура-ха
Сэйсян (1 ката)
Арагаки-ха
Нисэйси (1 ката)
Мабуни Кэнва-ха
Синсэй, Аояги, Мэйсэй (женские ката) (3 ката)
выполняемых без партнера, различных смыслов, способов применения одних и тех же движений в зависимости от конкретных условий боевого взаимодействия в пространстве, времени и т.д.

Выявленные приемы можно было отрабатывать в паре с партнером в форме бункай-кумитэ - обусловленного учебного боя, предназначенного для изучения и отработки применения действий, зашифрованных в ката. В ходе такой тренировки ученик не только приобретал ясное понимание смысла выполняемых в ката движений, но и уточнял многие детали их выполнения: траектории движений, характер усилий (особенно в комбинациях) и т.д. Это новое знание, полученное через бункай-кумитэ, позволяло поднять практику ката на качественно новый уровень, сделать ее более эффективной.
Подобный подход к изучению, исследованию и практике ката был новым словом в методике каратэ. И слово это имело огромное значение для всего последующего развития окинавского боевого искусства, потому что сейчас трудно найти школу, в которой бы не практиковалось бункай-кумитэ.

Сказать такое новое слово мог только человек нового типа, каким и был Мабуни Кэнва. В отличие от своих предшественников - мастеров старшего поколения, он принадлежал уже к той генерации японцев, которые получали образование не по канонам старой дальневосточной педагогики, которую некоторые исследователи ныне несколько презрительно именуют методикой «попугайских повторений», а в соответствии с рациональными принципами западной педагогической науки.

Сам мастер высказывался по этому поводу таким образом: «Помните, что в старину при обучении метода была такова, что каждый должен был сам доходить до смысла текста, без конца перечитывая его, но еще прежде шло так называемое «простое чтение», когда ученика заставляли читать текст, смысла которого он не понимал, и он читал книгу за книгой этим «простым чтением». Такая же метода использовалась и в каратэ, где ученик, не понимая смысла движений ката, повторял его по много раз. Поскольку смыслу движений ката учили только тех, кто имел достаточно высокий уровень техники и мозги, то в прошлом среди каратистов было много таких, кто знали ката, но не понимали смысла их движений.

Но для нас, которые с начальной школы получали образование, основанное на осознанном чтении текстов, когда нас на каждом уроке одновременно учили чтению и объясняли смысл прочитываемого, «простое чтение» ката каратэ было совершенно неинтересно, оно не могло взволновать нас, и естественно, что у нас пробудился исследовательский дух. И теперь и в каратэ молодые специалисты, наставники, передавая какое-то ката, тут же объясняют его значение; параллельно со шлифовкой ката, последовательно обучают вариациям техники, постепенно принимая современную педагогическую систему, основывающуюся на параллельном изучении теории и практики».

Исследовательский подход, нацеленный, прежде всего, на извлечение информации из ката, предопределил особое отношение Мабуни Кэнва к этим традиционным упражнениям. В то время как некоторые другие специалисты (например, Фунакоси Гитин) относительно легко изменяли ката, подгоняя их под свое понимание каратэ, под унифицированную базовую технику, темпо-ритмическую и силовую структуры движений, которые казались им наиболее рациональными, Мабуни стремился передать все ката в их исконном виде. С этой точки зрения, Сито-рю предстает как уникальная сокровищница памятников прошлого, отражающих всю историю становления и развития каратэ в обозримый исторический период, начиная с первой половины XIX века. И стоит ли удивляться тому, что, как отмечает Мабуни Кэнъэй, «в последнее время раздаются высокие научные оценки заслуг отца, сберегшего это бесценное культурное достояние Окинавы. И действительно, более 70% тех ката, которыми овладел отец, ныне утрачены даже на самой Окинаве…».

Изучая ката, Мабуни Кэнва сформулировал теорию относительности техники каратэ. Суть ее заключается в том, что различия в антропометрических данных людей делают невозможным создание какой-то единственно правильной абсолютной техники. То, что подходит для одного бойца, может совершенно не подойти другому. Каждый прием имеет свои сильные и слабые стороны, может быть эффективно применен в определенной ситуации. Например, если каратист «прочитывает» действия противника, быстро распознает его удар, он может отбить его жестким блоком, что характерно для стиля мастера Итосу. Если же он не успел среагировать мгновенно, не сразу распознал характер атаки, он может в последний момент отклонить удар в сторону с помощью мягкого отводящего блока, типичного для стиля мастера Хигаонна. А это значит, что создавать новый «правильный» стиль бессмысленно, лучше сохранить то, что добыто опытом поколений до тебя, и изучать его, применяя знания сообразно ситуации.

Однако нельзя сказать, что техника каратэ, представленная в ката различного происхождения - стойки, удары, блоки - совершенно не подверглась унификации в Сито-рю. Например, в ката группы Итосу-ха Сито-рю прямые удары кулаком выполняются от бока туловища, что характерно для школы Хигаонна Канрё, а не от бедра, что было характерно для школы Итосу Анко.
Впрочем, подобная унификация, по-видимому, была очень незначительной, продуманной, коснулась лишь некоторых аспектов базовой техники и совершенно не затронула других. Например, в Сито-рю используется 3 варианта стойки на одной ноге сагиаси-дати: Мацумора-ха Рохай сагиаси-дати, Итосу-ха Рохай сагиаси-дати и Итосу-ха Тинто сагиаси-дати.

Кихон-кумитэ-ката
Важным новшеством в Сито-рю стал комплекс Кихон-кумитэ-ката - парный комплекс обусловленных поединков, в которых участникам были заранее определены роли и оговорены применяемые ими атакующие и защитно-атакующие действия. Подобные парные ката типичны для всех традиционных японских боевых искусств, и введение Кихон-кумитэ-ката в программу Сито-рю (как и аналогичного по сути Тэн-но ката в Сётокан-рю) было явно связано с влиянием японских будо.

Кихон-кумитэ-ката включало 35 обусловленных поединков. В 10 кихон-кумитэ нападающий проводил атаку в голову (дзёдан) обороняющемуся, который защищался с уходом в лицевую сторону (омотэ; 5 приемов) или с уходом в сторону спины противника (ура; 5 приемов) и контратаковал.
В следующих 10 поединках нападающий атаковал в корпус выше пояса (тюдан), а обороняющийся выполнял защиты в вариантах омотэ (5 приемов) и ура (5 приемов) и контратаковал.

Далее, в 5 кихон-кумитэ отрабатывалась защита от атак ниже пояса (гэдан). Обороняющийся использовал защиты хараи-укэ - «блок отмахом в сторону», сукуи-укэ - «блок подхватом (черпающим движением) снизу», коса-укэ - «блок скрещенными руками», рётэ-укэ - «блок двумя руками», и хасами-укэ - «блок-ножницы».

В последних 10 обусловленных поединках нападающий применял две последовательные атаки (нидан хэнка). Поскольку такое развитие боевой ситуации более характерно для реальной жизни, чем атака одиночным ударом, этот раздел ката получил название «Оё-ката» - «Ката практического применения».

Броски (нагэ-вадза)
Отдельным разделом программы Сито-рю были броски. Мабуни предлагал их 10: 4 броска с преимущественным использованием ног (аси-вадза); 2 броска с преимущественным использованием коси (коси-вадза); 2 броска с падением бросающего (сутэми-вадза); 2 броска выкручиванием рук (тэ-гаэси).
К сожалению, я не располагаю точными сведениями о том, что представляли собой эти броски - в работах Мабуни я не встретил ни их описаний, ни их иллюстраций. А потому неясна мне и причина выделения именно их в отдельный раздел программы Сито-рю, хотя в ката зашифрованы десятки бросков. Однако использование мастером дзюдоистских терминов «аси-вадза», «коси-вадза» и «сутэми-вадза» указывает на возможность их заимствования из дзюдзюцу или дзюдо. Это предположение подтверждается тем, что в школе Тани-ха Сито-рю до сих пор преподается стандартный набор из 10 бросков дзюдо. Хотя доподлинно это и не известно, но, возможно, это те самые броски, что предлагал Мабуни Кэнва в рамках своей программы Сито-рю.

Самозащита при нападении с холодным оружием (госиндзюцу)
Большое внимание в программе Сито-рю было уделено приемам самозащиты при нападении с применением холодного оружия. Для изучения предлагалось по 5 приемов защиты от атак 3-мя видами оружия - ножа, меча и длинной палки (бо), наносимых по всем основным (типичным) для данных видов оружия траекториям. По всей видимости, при разработке приемов самозащиты от меча не обошлось без влияния дзюдзюцу.

Техника обезоруживания противника, вооруженного ножом (танто-дори), включала приемы: атама-укэ - «защита лица»; нодо-укэ - «защита горла»; куби-укэ - «защита шеи»; мунэ-укэ - «защита груди»; хара-укэ - «защита живота».
Техника обезоруживания противника, вооруженного мечом (тати-дори), включала приемы: дзёдан-укэ - «защита головы» (защита от удара сверху по голове); цуки-укэ - «защита от укола»; кэса-укэ - «защита от диагонального удара»; до-укэ - «защита от удара по корпусу» (защита от горизонтального рассекающего удара); наги-укэ - «защита от секущего удара по ногам».

Техника обезоруживания противника, вооруженного длинной палкой (бо-дори), включала приемы: дзёдан-дори - «захват палки при ударе в голову»; ёко-дори - «захват палки при горизонтальном ударе»; тюдан-дори - «захват палки при ударе в туловище выше пояса» (защита от тычка в туловище); гэдан-дори - «захват палки при ударе ниже пояса»; наги-дори - «захват от секущего удара по ногам».

Для обучения защите от атак палкой Мабуни Кэнва разработал также Ката обезоруживания противника, вооруженного длинной палкой - Бо-дори-но ката. Оно также включало в себя 5 приемов: моротэ-дори - «захват двумя руками»; нэдзи-дори - «захват с вращением палки вокруг оси»; оси-коми-дори - «захват с толчком палкой в направлении противника»; хики-отоси-дори - «захват палки с рывком на себя - вниз»; сабаки-дори - «захват палки с уклоном от удара».

Техника боя традиционным окинавским оружием (кобудзюцу)
Известно, что Мабуни Кэнва владел техникой боя металлическим трезубцем сай (сайдзюцу), которую изучал у мастера Тавада Симпати, и длинной палкой (бо) - ей он учился у мастера Арагаки Сэйсё.
При регистрации Сито-рю в Дай Ниппон Бутоку-кай он включил в программу своей школы 10 приемов с применением сай: дзёдан - «защита от удара по голове»; тюдан - «защита от удара по туловищу выше пояса»; гэдан - «защита от удара по туловищу ниже пояса»; моротэ - «защита двумя руками»; дзюдзи - «защита крестом»; коса - «защита скрещиванием»; соэ-укэ - «защита с наложением сай на предплечье»; мото-дзуки - «базовый тычок»; ути-отоси - «секущий удар сверху вниз»; ёко-ути - «горизонтальный секущий удар».

Техника с бо в программу почему-то включена не была. Возможно, Мабуни остановился на сайдзюцу потому, что техника обращения с этим оружием была ближе к каратэ, а, кроме того, потому, что манипуляции с сай служили отличным способом тренировки запястий, рук в целом и мышц плечевого пояса.

Женская самозащита (дзёси госиндзюцу)
Особым разделом Сито-рю являлась женская самозащита. В дополнение к трем индивидуальным женским ката, в программу школы было включено 13 приемов, предназначенных для защиты от различных захватов спереди (маэ-дори; 5 приемов), сбоку (ёко-дори; 2 приема) и сзади (усиро-дори; 3 приема), а также от захватов двух нападающих сразу (нинин-дори; 3 приема).

Возможно, что при разработке этого раздела Мабуни, как, видимо, и Фунакоси Гитин, прибег к помощи своего ученика и коллеги, основателя Вадо-рю Оцуки Хиронори. На то, что источник разделов дзёси госиндзюцу в Вадо-рю, Сётокан-рю и Сито-рю был один, указывает и единство терминологии, и единство классификации приемов (кстати сказать, типично японской - по типам нападения), и практически одинаковое количество приемов (см. таблицу 3).

Таблица 3
 
 
О базовой технике
В программе Сито-рю, которую подал для регистрации своей школы в Дай Ниппон Бутоку-кай Мабуни Кэнва, отсутствовали разделы техники каратэ, которую сейчас принято называть «базовой» (кихон-вадза), хотя в программе, например, Сётокан-рю, они представлены были.
Причина здесь заключается, по-видимому, в разной оценке значения базовой техники. В Сётокан-рю она постепенно приобрела самостоятельный статус, в то время как ката отошли на второй план. Неслучайно мастера Сётокан-рю неизменно подчеркивают, что самое главное в каратэ - кихон, базовая техника. Иная ситуация в Сито-рю. Если мы проанализируем публикации мастера Мабуни, мы увидим, что ядром их всегда были ката, а базовая техника давалась только в таком объеме, который был необходим для изучения данного ката. Иными словами, главное внимание уделялось именно ката, а базовая техника имела сугубо инструментальное, подводящее значение. В этом отношении подход Мабуни Кэнва был гораздо более традиционным, чем подход Фунакоси, поскольку ранее на Окинаве базовая техника сама по себе, по-видимому, не изучалась, и ученикам, даже начинающим, сразу или после курса традиционной физической подготовки (как это было в школе Хигаонна) давали ката.

Названия приемов блокирования, и отдельных ударов и бросков:
«Дзёдан-укэ - «верхний блок» («защита головы»);
ёко-укэ - «горизонтальный блок» (внутренний - ути, наружный - сото);
ёко-ути - «горизонтальный удар» (внутренний, наружный);
кури-укэ - «наматывающий блок» (внутренний, наружный);
ути-отоси - «сбив вниз» (внутренний, наружный);
ура-укэ - «блок тыльной стороной [кисти]» (внутренний, наружный);
сюто-укэ - «блок рукой-мечом» (внутренний, наружный);
хараи-укэ - «блок отмахом в сторону» (внутренний, наружный);
о-ура-укэ - «амплитудный блок тыльной стороной [кисти]» (внутренний, наружный);
ва-укэ - «кольцевой блок» (на верхнем, среднем и нижнем уровнях);
кара-укэ - «блок пустотой» (уклон);
цуки-укэ - «блок тычковым ударом»;
цуритэ - «захват на крючок»;
укэ-нагаси - «отвод по касательной»;
сукуи-укэ - «блок подхватом (черпающим движением) снизу»;
хидзи-укэ - «блок локтем»;
ко-укэ - «блок дугой кисти»;
осаэ-укэ - «блок придавливанием»;
сасаэ-укэ - «блок с поддержкой второй рукой»;
хидзи-сасаэ-укэ - «блок с поддержкой локтя второй рукой»;
кансэцу-сасаэ-укэ - «блок с поддержкой коленом»;
рётэ-укэ - «блок двумя руками»;
фури-сутэ - «отброс маятниковым махом» (блок удара ноги);
сукуи-домэ - «пресечение подхватом ноги» (блок удара ноги);
хараи-укэ - «блок отмахом в сторону» (блок удара ноги);
хидзи-каэси - «выкручивание колена» (блок удара ноги);
сасумата - «вилка» (блок удара ноги);
гяку-сутэми - «бросок с падением в обратном направлении» (бросок);
гассё-гаэси - «выкручивание сложенных молитвенно рук» (бросок);
коса-укэ - «блок крестом» (бросок);
усиро-нагэ - «задний бросок»;
сукуи-нагэ - «бросок подхватом ноги»;
ура-нагэ - «бросок за спину»» .

Мабуни Кэнва стремился сделать свою терминологию максимально прозрачной, понятной для японца, а отнюдь не шифровал технику, как это имело место в старых школах дзюдзюцу в Японии или в некоторых школах ушу в Китае. Этот рационалистический подход, видимо, предопределил живучесть терминов, введенных мастером, многие из которых используются и сегодня.

ТАКТИКА КАРАТЭ СИТО-РЮ
Путем анализа ката каратэ и кумитэ Мабуни Кэнва вывел «пять принципов защиты» (укэката-но гэнри), которые, в сущности, являются пятью тактическими моделями: ракка - «падение цветка», рюсуй - «стекающая вода», куссин - «сжатие и разжатие», тэнъи - «изменение позиции», хангэки - «встречный удар».
Ракка - «падение цветка» - быстрое, жесткое блокирование, фактически травмирующий удар по конечности противника, на месте без ухода с линии атаки.
Рюсуй - «стекающая вода» - мягкое блокирование, перенаправление движения противника отводящей защитой с уклоном разворотом в бедрах для прохода на контркурсах.
Куссин - «сжатие и разжатие» - способ защиты от атаки противника с использованием «сжатия» (укорачивания - куцу) стойки для выхода из дистанции поражения или ее «разжатия» (удлинения - син) для резкого сближения с противником для вывода его из равновесия (мощный блок с движением навстречу противнику).
Тэнъи - «изменение позиции» - способ защиты с использованием любого вида уклона (за счет разворота, отшага, отклонения головы и т.д.) без контакта с противником.
Хангэки - «встречный удар» - встречная атака, в которой удар и блок кулаком сплавлены воедино.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ В СИТО-РЮ МАБУНИ КЭНВА
В работах Мабуни Кэнва мы находим достаточно широкий спектр методов обучения и тренировки. Основными видами интегральной подготовки выступали ката и кумитэ. Достаточно основательно были разработаны и методы физической подготовки.

Физическая подготовка в Сито-рю
В своих работах Мабуни Кэнва предлагает 2 вида физических упражнений: ёби-ундо - «подготовительные упражнения» и ходзё ундо - «дополнительные упражнения».
Характеризуя «подготовительные упражнения», Мабуни Кэнва указывал, что они «предназначены для развития гибкости и подвижности мышц и связок и всех суставов, а также для их укрепления и развития их выносливости». Это упражнения общего характера, предназначенные для подготовки организма к тренировочной нагрузке.

По-видимому, практически использовался стандартный комплекс упражнений ёби ундо. Об этом свидетельствует идентичность списков «подготовительных упражнений» в двух книгах Мабуни Кэнва - в «Кобо дзидзай госиндзюцу каратэ кэмпо» и «Кобо дзидзай каратэ кэмпо. Сэпай-но кэнкю» (обе - 1934 г.).

Этот комплекс состоял из упражнений для ног, шеи и талии. Порядок перечисления упражнений, по всей видимости, имел значение, поскольку в «Кобо кэмпо каратэдо нюмон» говорится: «Подготовительные упражнения начинаются с упражнений для ног, затем следуют упражнения для верхней части тела, таким образом, систематически упражняется все тело». Таким образом, разминка строилась по принципам «снизу вверх» и от «периферии к центру».

Если «подготовительные упражнения» в «Кобо кэмпо каратэдо нюмон» характеризуются как «имеющие характер общеупотребительных упражнений», т.е. неспецифичные для каратэ, применяемые в различных видах спорта, то ходзё ундо - «дополнительные упражнения» определяются как «особые дополнительные методы тренировки, предназначенные специально для каратэ».

Ходзё ундо, наиболее полно описанные в «Кобо кэмпо каратэдо нюмон», включают в себя упражнения, направленные на развитие специализированных проявлений ловкости и физических качеств каратиста (быстроты, силы, гибкости, ловкости, выносливости), укрепление его органов и систем, повышение их функциональных возможностей, выполняемые:
 
Количество приемов в разделе
Раздел
Вадо-рю
Сётокан-рю
Сито-рю
Защита от захватов спереди (маэ-дори)
6
7
5
Защита от захватов сбоку (ёко-дори)
2
2
2
Защита от захватов сзади (усиро-дори)
3
3
3
Защита от захватов двух нападающих сразу (нинин-дори)
3
2
3
Всего приемов
14
14
13


















а) с использованием специальных снарядов;
б) с помощью партнера;
в) индивидуально без использования снарядов.

Особенно большое внимание уделялось работе со специальными тренировочными снарядами (ходзё ундо гу). В «Кобо кэмпо каратэдо нюмон» были описаны такие снаряды, как:
макивара - обструганный специальным образом и вкопанный в землю упругий деревянный столб с прикрепленными на нем соломенными подушками-мишенями; использовался для развития силы плеч, поясницы и живота, чувства дистанции; постановки дыхания, ударов, укрепления ударных поверхностей кулака и ног и суставов плеч и рук;
полоса бумаги, свешенная с притолоки (сагэгами) - использовалась для развития скорости и точности ударов руками;
мешок с песком (сунабукуро) - использовался для отработки ударов руками и ногами;
«подвесная макивара» (сагэмакивара) - мешок, наполненный наполовину песком, наполовину - опилками, весом около 37,5 кг, подвешенный на перекладине горизонтально на манер качелей; использовался для тренировки ног (прыжки через мешок), укрепления мышц плечевого пояса и талии (отталкивания и остановки мешка) и для отработки ударов руками и ногами;
перекладина (ёкобо) - обычный турник; использовался для выполнения стандартных гимнастических упражнений преимущественно для укрепления мышц плечевого пояса;
ворот (макиагэ) - вращающаяся вокруг своей оси перекладина диаметром в 4,5 см с подвешенным на ней на веревке грузом; вращая перекладину и наматывая веревку, укрепляли запястья, а, отпуская намотанный груз и тормозя вращение перекладины ребрами ладоней, закаливали их;
снаряд для отработки прихватов (какэтэхики) - снаряд в виде коромысла, продетого сквозь столб, обернутого толстым слоем стеблей глицинии или тонких стеблей бамбука; коромысло - заменитель руки противника - использовалось для отработки захватов, а глициниевая или бамбуковая подушка - для ударов локтем и уколов пальцами.
железные (тэцугэта) и каменные (исигэта) сандалии-гэта - использовались для укрепления мышц ног путем отработки перемещений (обычно в стойке сантин-дати);
«камни в форме замка» (саси) - гантели из камня или из железа в форме амбарного замка; использовались для тренировки мышц плечевого пояса;
тиси - каменная булава на длинной рукояти; использовалась для тренировки мышц плечевого пояса и кистей;
«камень силы» (тикараиси) - тяжелый шар на стержне - простейший вариант штанги; использовался для развития силы рук и ног;
сай - металлический трезубец, вид традиционного оружия окинавского боевого искусства кобудзюцу; использовался для укрепления запястий;
кувшины (камэ) - пустые и наполненные песком (в зависимости от уровня тренированности); использовались для укрепления пальцев и кистей рук;
ящик с песком (сунабако) - использовался для набивки пальцев;
«железное кольцо» (тэцува) - кольцо, изготовленное из железного лома диаметром от 3-х до 4,5 см, согнутого в овал с большим диаметром приблизительно в 45 см; использовалось для развития силы мышц рук;
«палка с шарами» (кюбо) - шаровая штанга весом от 37,5 до 75 кг; использовалась для тренировки мышц плечевого пояса;
экспандер;
гантели (тэцуарэй);
подвесной канат (сагэнава) - использовался для подъемов и спусков и укрепления мышц рук;
скакалка.
В «Кобо кэмпо каратэдо нюмон» было предложено 3 упражнения для выполнения в паре:
«рука-крючок» (какэтэ) - вариант борьбы на руках в положении стоя, скрестив запястья;
«падающее дерево» (тобокухо) - упражнение в отталкивании падающего партнера; использовалось для укрепления мышц поясницы, ног и плечевого пояса;
«перенаправление» (хантэнхо) - упражнение в отводе рук толкающего партнера, использовалось для укрепления косых мышц живота, мышц поясницы, ног и плечевого пояса.
К упражнениям, предназначенным для выполнения индивидуально без использования специальных снарядов, можно отнести 5 упражнений:
бег - на короткую дистанцию с максимальной скоростью; по склону в гору;
прыжки через веревку - с короткого разбега и с места;
толчки ладонями (хиратэ-оси) - при разных положениях рук в дерево, в стену и т.д.;
удары ногами по шляпе - упражнение для развития гибкости и овладения высоким выносом колена;
высокие удары ногами, стоя максимально близко лицом к стене, - упражнение для развития гибкости и овладения высоким выносом колена.

Относительно выполнения «дополнительных упражнений» Мабуни давал такие рекомендации: «Во всех дополнительных упражнениях используются большие веса, и здесь важно не переусердствовать, лучше использовать такой вес, с которым вы можете легко управляться, а потом с каждым разом его увеличивать. Кроме того, чем чаще вы будете выполнять эти упражнения, тем больше будет их эффективность. От упражнений с большими весами, но выполняемых неправильно, нет никакой пользы. Упражнения с саси, тиси, экспандером, гантелями и т.д. следует выполнять не быстро, а возможно медленнее и плавнее.
Тренировочные снаряды, по возможности, должны всегда быть под рукой, чтобы, даже не выделяя на тренировку с ними отдельного времени, ими всегда можно было воспользоваться. Так тренировка будет более эффективной.

Если снарядов нет под рукой, те же упражнения нужно выполнять без них, представляя себе, как вы используете соответствующие снаряды, соблюдая технику упражнений и напрягая мышцы. Такой метод тренировки также чрезвычайно эффективен.

Поскольку использование различных тренировочных снарядов (если их у вас нет, то нужно выполнять те же упражнения без них, как описано выше) позволяет постепенно укрепить мышцы всех частей тела, это весьма рациональный и научный метод тренировки. Если вы будете сочетать в своих тренировках эти дополнительные упражнения с упражнениями в ката и кумитэ, то сможете гармонично развить все тело, отрегулировать работу всех своих внутренних органов и таким образом добиться идеального эффекта от физических упражнений, на что следует обратить особое внимание. В завершение нужно сказать следующее: тренируйтесь без чрезмерной спешки, постепенно укрепляя свое тело».

Анализируя набор методов физической подготовки, которые предлагал сэнсэй Мабуни, нетрудно заметить, что частью это были традиционные окинавские методы - упражнения со столбом макивара, с тиси, сай и др., а частью - заимствованные из европейской атлетики - упражнения с гантелями, экспандером, прыжки через скакалку. О последних надо сказать особо, потому что влияние западной физической культуры на каратэ первой половины ХХ века - тема практически неисследованная.

А между тем, конец XIX - начало ХХ веков были временем активного проникновения западного спорта в Японию. Бейсбол, скачки, ходьба на лыжах, бокс - все эти виды спорта, как и многие другие, получили прописку в Стране Восходящего Солнца. Одним из самых популярных в среде молодежи видов гимнастики были силовые упражнения с гантелями и штангой и экспандером. В «Кобо кэмпо каратэдо нюмон» Мабуни Кэнва и Накасонэ Гэнва писали: «Поскольку сейчас можно легко купить экспандер и гантели в магазинах спортивного оборудования, в Сито-рю активно поощряется использование этих снарядов. Так как способы использования экспандера и гантелей общеизвестны, описывать их здесь мы не будем».

Ко времени переезда Мабуни в японскую метрополию силовая гимнастика с использованием гантелей и штанги уже получила широкое распространение среди последователей различных направлений будо, в первую очередь - дзюдо. Мало кто знает, что, по крайней мере, с 1904 г. при непосредственной поддержке Кано Дзигоро, основателя Кодокана, начал пропагандировать в Японии популярную в то время в Европе систему гимнастики Евгения Сандова ее горячий поклонник Оно Кандзиро.

Интересна и рекомендация Мабуни - при отсутствии снарядов выполнять упражнения, представляя, что работаешь со снарядом, соблюдая технику и напрягая мышцы. В данном случае речь идет ни о чем ином, как о методе «психофизиологических движений», который еще до революции 1917 г. пропагандировал в России А.К. Анохин и который еще ранее рекламировали Сэймур Дадли (в старой русской транскрипции - Дудлей) в Великобритании, Вергейм - в Турине, Иосиф Прошек - в Праге. Последний опирался на разработки французского физиолога Дюбуа-Рэймона и немецкого авторитета в области физиологии, профессора Юпэ.

То, что сэнсэй Мабуни не прошел мимо этих методов физического воспитания, неудивительно, имея в виду его пытливый ум, стремление довести окинавское каратэ до максимального совершенства. Но что можно сказать о непосредственных источниках его информации? Кажется, мы можем назвать двух людей, которые могли повлиять на сэнсэя Мабуни и пробудить у него интерес к атлетической гимнастике и иным западным методам физического воспитания.

Большим поклонником силовой гимнастики был Саваяма Масару. Известно, что еще юношей он выписывал специальные атлетические журналы из-за границы и штудировал их. Возможно, именно он и познакомил Мабуни с упражнениями с гантелями, экспандером, эффективность которых проверил лично, превратившись за несколько лет занятий из субтильного юноши в очень крепкого физически парня и отличного дзюдоиста.

А человеком, который мог рекомендовать Мабуни упражнения со скакалкой, был также наш знакомый - Кониси Ясухиро. В своем додзё Рёбукан он преподавал не только кэндо, дзюдзюцу и каратэ, но и… английский бокс. Впрочем, здесь мог также сказать свое слово Саваяма, он ведь тоже интересовался боксом.

Ката как вид интегральной подготовки в Сито-рю
Главным методом интегральной подготовки в Сито-рю являлись ката, их отработке Мабуни, по-видимому, уделял больше внимания, чем другие наставники.

В практическом преподавании в додзё Мабуни обучал школам Итосу и Хигаонна последовательно, о чем свидетельствует «Кобо кэмпо каратэдо нюмон»: «Сэнсэй Мабуни… использует такой метод обучения, при котором он в начале преподает школу Итосу-ха, а потом добавляет к ней школу сэнсэя Хигаонна».

Кумитэ как вид интегральной подготовки в Сито-рю
К концу 1930-х годов Мабуни Кэнва уже внедрил в систему обучения Сито-рю целый комплекс парных упражнений кумитэ. В «Кобо кэмпо каратэдо нюмон» он определил кумитэ как «метод тренировки, в котором каратист применяет приемы нападения и защиты в паре с партнером». Иными словами, кумитэ - это боевое взаимодействие двух или одного и нескольких партнеров, которое может быть как обусловленным (в этом случае действия обеих сторон жестко регламентированы), так и необусловленным.
Этот вид интегральной подготовки появился в арсенале каратэ не без влияния японских коллег и учеников окинавского мастера (Кониси Ясухиро, Оцука Хиронори, Саваяма Масару). Показательно в этом отношении замечание Мабуни в «Кобо дзидзай каратэ кэмпо. Сэпай-но кэнкю»: «Кумитэ - это ката действий в ответ на действия противника, по сути, они идентичны Кимэ-но ката (ката самозащиты - А.Г.) в дзюдо».

В «Кобо кэмпо каратэдо нюмон» названы такие виды кумитэ, как:
тансики кумитэ - «простой поединок»;
фукусики кумитэ - «сложный поединок»;
синкэн кумитэ - «реальный поединок» (букв. «поединок на боевых мечах»).
Первые два вида кумитэ объединены Мабуни в категорию якусоку кумитэ - «обусловленных (букв. договорных) поединков», поскольку в них «партнеры заранее договариваются о том, какие приемы они будут использовать». Раскрывая значение тансики-кумитэ и фукусики-кумитэ, мастер писал:
«Суть «простого поединка» такова: когда противник наносит удар рукой или ногой, каратист блокирует его и тут же проводит финальную контратаку. Таким образом, это простое кумитэ (кантанна кумитэ). Из любых многообразных приемов нападения и защиты можно составить «простые поединки». Соответственно можно придумать несколько вариантов «простых поединков» и отрабатывать их во время тренировки.

Суть «сложного поединка» такова: когда противник проводит атаку, каратист блокирует ее и одновременно контратакует, противник блокирует контратаку и снова атакует, и так противники обмениваются атаками и контратаками несколько раз. Таких «сложных поединков» можно разработать несколько десятков и отрабатывать их на тренировках».

Далее Мабуни указывает на возможность создания на базе якусоку-кумитэ парных ката - кумитэ-ката: «Некоторые наставники выбирают некоторые варианты из таких «договорных поединков», как «простой поединок» и «сложный поединок», и составляют из них ката. Такие ката называют «кумитэ ката» (они, разумеется, исполняются в паре)». И, как мы уже знаем, в программе самого Мабуни, поданной для регистрации школы Сито-рю в Дай Ниппон Бутоку-кай, значилось парное Кихон кумитэ-ката.

Характеристики тансики-кумитэ и фукусики-кумитэ в «Кобо кэмпо каратэдо нюмон» (1838 г.) полностью совпадают с их характеристиками в более ранней работе «Кобо дзидзай каратэ кэмпо. Сэпай-но кэнкю» (1934 г.). В последней говорится: «Суть простого поединка такова: когда противник наносит удар, я блокирую его и наношу поражающий удар, таким образом, это простая форма, когда противник наносит только один удар. При сложном поединке, когда противник наносит мне удар, я блокирую его и атакую сам, а противник, в свою очередь, блокирует мою атаку».

Это позволяет говорить о том, что эти формы кумитэ сложились, по крайней мере, к 1933 г. и с тех пор не претерпели существенных изменений. Чего никак нельзя сказать о синкэн кумитэ - «реальном поединке».
В «Кобо дзидзай каратэ кэмпо. Сэпай-но кэнкю» (1934 г.) этот вид кумитэ характеризуется следующим образом: «Что же касается реального поединка, то, в отличие от описанных выше форм, при нем удары руками и ногами наносятся по-настоящему, с контактом в свободном реальном бою».

А в «Кобо кэмпо каратэдо нюмон» - совсем иная характеристика. Там мастер пишет, что синкэн-кумитэ, или просто кумитэ, «проходит без всяких договоренностей, когда оба партнера произвольно применяют приемы нападения и защиты. По сути, это своеобразное соревнование. В отличие от «договорных поединков», этот вид кумитэ можно назвать «свободным поединком» (дзию кумитэ). Однако даже в этом «реальном поединке» нельзя вкладывать всю силу в удары руками и ногами, поскольку это очень опасно. Поэтому в данном виде кумитэ приемы нападения и защиты проводятся не в полную силу, здесь не наносят прямых ударов костяшками кулака кэнто, а бьют пальцами на касание, запрещается наносить реальные удары ногами в пах и другие уязвимые точки, вместо этого удары нужно останавливать рядом с ними».

Таким образом, в период с 1933 по 1938 г. Мабуни Кэнва полностью пересмотрел правила проведения свободных поединков и перешел от полноконтактного кумитэ к кумитэ по типу современного поединка по системе сун-домэ - «с остановкой удара на расстоянии 1 суна (3,03 см)» (так называемое «бесконтактное каратэ»).

Что касается боев в полный контакт, то в «Кобо дзидзай каратэ кэмпо. Сэпай-но кэнкю» Мабуни ничего не сообщает о том, должны ли такие бои проходить в доспехах-богу, или нет. Но мы знаем, что как раз в начале 1930-х Мабуни экспериментировал с поединками в доспехах, но в итоге отказался от них. Мотивы мастера мне, к сожалению, неизвестны, но, пожалуй, здесь сработали две причины: несовершенство доспехов, которые все равно не могли защитить бойцов от травм, в первую очередь, от сотрясения мозга, и ограничения на технику, которые неизбежно накладывали кирасы, шлемы, боксерские перчатки.
Помимо трех названных видов кумитэ, ученики Мабуни довоенного периода упоминают и некоторые другие:
бункай-кумитэ - букв. «поединок-анализ», поединок, построенный на анализе (т.е. расшифровке) действий ката;
оё-кумитэ - букв. «практическое (т.е. ситуационно-обусловленное, для самозащиты) кумитэ»;
кэнкю-кумитэ - букв. «учебное (или исследовательское) кумитэ».
Значение кэнкю-кумитэ в доступной мне литературе не раскрывается, а бункай-кумитэ и оё-кумитэ можно рассматривать как два вида якусоку-кумитэ. Первый использовался для углубления в понимании ката, второй - для изучения практических приемов самозащиты.

Бункай-кумитэ, по-видимому, явилось отправной точкой в развитии всей системы кумитэ в каратэ Сито-рю. Неслучайно Мабуни Кэнва, рассказывая о значении кумитэ, начал с объяснения тезиса «кумитэ необходимо для правильного понимания ката каратэ»: «Для правильного исполнения ката с помощью кумитэ необходимо досконально изучить значение разнообразных технических приемов, скрытых в ката, и овладеть их сущностными характеристиками. Если каратист ограничится только многократным повторением ката, он не сможет понять очень важных вещей, и качество его техники ухудшится. Со стороны его исполнение ката будет казаться чудным, а при попытке использовать его технику он не сможет получить необходимого эффекта. Поэтому очень важно подкрепить исполнение ката основательной практикой кумитэ».

О тех качествах и навыках, которые позволяет приобрести тренировка в кумитэ, Мабуни Кэнва писал: «Кумитэ создает условия для практического исследования и изучения трех важнейших элементов ката: вариативности технических приемов, постановки дыхания и перемещений центра тяжести. Что касается вариативности технических приемов, то кумитэ позволяет овладеть мгновенной реализацией различных технических приемов, изученных во время практики ката. Что касается постановки дыхания, то кумитэ позволяет достичь контроля над сменой «полноты» и «пустоты», а что касается перемещений центра тяжести, то оно позволяет достичь легкости и свободы в перемещениях тела.

Практика кумитэ является непременным условием для овладения дистанцией (маай) и киай. Маай - это расстояние до противника. Различают дистанцию атаки (когэки маай) и дистанцию защиты (богё маай), но при этом, говоря о маай, нужно иметь в виду, что это вовсе не обязательно некая видимая глазу дистанция, поскольку существует еще и так называемая «дистанция сознания» - кокоро-но маай, т.е. дистанция, определяющая психологическое состояние нападения и защиты. Если даже видимая глазу дистанция точно соответствует расстоянию, необходимому для нападения, но психологическая дистанция, то есть дистанция, на которой каратист готов к атаке, при этом отсутствует, то он не сможет использовать эту дистанцию. Следовательно, истинная дистанция - это та дистанция, на которой совпадают физическая и психологическая дистанции (синтай томо-ни маай-га итти).

Киай можно назвать степень напряжения (решимости, остроты - кинтё-но доай), киай также требует единства сознания и тела. Психологический киай - это соответствующее психическое напряжение (сэйсин-но кинтё), а физический киай - это соответствующее напряжение во всех частях тела. Когда достигнуто единство психологического и физического киай, каратист может реализовать «истинный киай» (син-но киай).

Поскольку в кумитэ каратист ведет бой с противником, если он ошибется в оценке дистанции, то вся его атакующая техника будет мертва. Далее, если его киай будет недостаточно острым, какой бы правильной ни была бы дистанция нападения и защиты, он не сможет реализовать свою технику достаточно эффективно. Поэтому самыми важными вещами в каратэ являются правильная оценка дистанции, совершенный киай и точная совершенная техника. Только в то мгновение, когда эти три элемента соединяются идеальным образом, может быть реализована божественная техника каратэ. И кумитэ является наилучшим методом тренировки для отработки и овладения единством всех этих трех важнейших элементов каратэ.

Поскольку во время практики кумитэ каратист ведет бой с противником и применяет приемы искусства нападения и защиты в психологическом состоянии, адекватном реальному бою, когда партнеры реально наносят друг другу удары, она позволяет незаметно для каратиста, когда он даже сам этого не осознает, укрепить его мужество.

При исполнении ката противника только представляют в своем воображении в пространстве, иное дело - кумитэ. Здесь каратист реально имеет перед глазами противника, который реально наносит ему удары, кумитэ дает ему ощущение реальной опасности, когда он не может позволить себе потери концентрации ни на одно мгновение. Поэтому практика кумитэ является важным и эффективным средством воспитания мужества.

Кумитэ также является способом развития боевого духа. Необузданная жажда боя влечет за собой травмы. В таком состоянии, даже при том, что каратист сам не получает физической травмы, он, тем не менее, непременно наносит ущерб своей чести и своей личности. При этом он ведет себя так же, как и обычный человек, не обладающий никаким боевым духом, который в любой ситуации превращается в своеобразного самоубийцу, отрекающегося от своей жизни. Человек должен при жизни обладать боевым духом и при этом полностью контролировать его, а практика кумитэ как раз и позволяет каратисту установить контроль над своим боевым духом.

С помощью практики кумитэ на обычных тренировках каратист может в достаточной степени отполировать свое техническое мастерство и воспитать мужество и тогда в критической ситуации не будет нервничать и суетиться, не станет размахивать руками сверх меры, а в безвыходной ситуации одержит победу, мгновенно отреагировав на действия противника. Храня в себе этот утонченный и контролируемый боевой дух, он сможет без колебаний защитить и самого себя, и свою честь, а в обычной жизни всегда будет сохранять спокойствие и хладнокровие.

Как уже говорилось выше, кумитэ является необходимым методом изучения каратэ как боевого искусства. В этой связи нужно сказать, что ката и кумитэ неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому, если у каратиста есть возможность заниматься с партнером, он не должен лениться в изучении кумитэ, а если партнера нет, он должен усердно отрабатывать ката».